О нас в прессе

метки: частные уроки вождения, частный автоинструктор, авто инструктор краснодар

Этому не учат в обычной автошколе

07 марта 2013, 16:14 Анастасия Володченкова Anastasia.Volodchenkova@dp.

Сергей Бырдаев, руководитель курсов безаварийной езды «Школа Искусства Вождения», рассказал корреспонденту «ДГ», чего следует ожидать от инструкторов автошкол, как бороться с хамством на дорогах и почему детям лучше еще до совершеннолетия научиться водить автомобиль. С Сергеем Бырдаевым, руководителем «Школы Искусства Вождения», мы встретились на небольшом автодроме недалеко от Краснодарского авиационного училища. «На этом автодроме мы последние дни занимаемся, потом должны переехать на новый, ближе к Энке», — говорит Сергей Бырдаев.

Кор. — Чему учат на курсах экстремального вождения? Какими навыками владеют выпускники школы, которыми они не владели раньше?

— У нас часто спрашивают, учим ли мы экстремальному вождению. К сожалению, экстрим начинается, как только ты покидаешь ворота собственного двора. Мы работаем как раз над тем, чтобы этого экстрима было как можно меньше, помогаем людям освоить приемы безопасного, безаварийного вождения. Базой для наших программ послужила контраварийная подготовка профессора Цыганкова.

При создании ее был обобщен опыт ведущих гонщиков–раллистов и серьезные работы специалистов в области физиологии, анатомии, психологии .

Но основной упор делается на защитное вождение — анализ и прогнозирование развития дорожной ситуации. Человек, исповедующий этот стиль, хочется подчеркнуть — независимо от других водителей просто никогда не попадает в неприятности. Навыки наших выпускников, начинавших «с нуля», сопоставимы с опытом человека с 2–3–летним стажем, а зачастую и превосходят их.

При обучении на улицах и дорогах города основное внимание уделяется тактике вождения: выбор оптимального маршрута, полосы движения и пр. Знать Правила необходимо, но они работают только тогда, когда их соблюдают все. И вот в этом дорожном «беспределе» человек должен выжить. Мы готовим своих курсантов не к войне с теми, кто рядом, а с теми ситуациями, которые возникают по чьему–то незнанию, чей–то небрежности или просто откровенного хамства.

Кор.Как бы вы оценили подготовку водителей в обычных автошколах? Почему нужны дополнительно курсы контраварийной подготовки? Этому не учат в обычных школах?

— В обычных автошколах, к сожалению, все очень академично. Реалии совсем иные… Фактически мы даем ту подготовку, которую должны были дать человеку в обычной автошколе, но не дали. И не вина выпускников автошкол, что в каких–то нештатных ситуациях они становятся беспомощными — их просто к этому не готовили!

Теорию там, как правило, дают очень достойно, потому что преподаватели — это либо профессиональные педагоги, либо военные в прошлом, то есть люди с высшим образованием, умеющие работать с аудиторией, умеющие внятно донести свою мысль до слушателей. Об инструкторах этого, к сожалению, сказать нельзя.

Их условно можно поделить на три категории. К первой относятся люди добросовестные, с приличным безаварийным стажем и искренне желающие помочь своим ученикам, но, к великому сожалению, никакой специальной подготовки не имеющие.

Они даже не столько учат курсанта, сколько навязывают свой стиль поведения на дороге, а это как почерк — у каждого он индивидуален. Да, это водитель, но об основах педагогики, методиках преподавания речь просто не идет. С подготовкой инструкторов ситуация просто катастрофическая! Все настолько формально…

Если ПДД худо–бедно еще знают, о геометрии движения, динамике, поведении автомобиля при различных действиях водителя просто не имеют понятия.

«Габариты машины надо чувствовать», — так обычно объясняют курсантам, а здесь кроме геометрии нет ничего! Причем геометрии начальной. Вы же не рискнете доверить операцию на мозге фельдшеру даже с очень приличным стажем — он не имеет необходимых знаний и навыков. Хотя он и медик… Почему мы доверяем обучение людям, не умеющим это делать? Это наши здоровье и жизни. Вторая категория инструкторов — это «продуманные» лодыри.

Зачем я буду надрываться на большой машине, либо с полусотней пассажиров за спиной, когда здесь просто сиди и «разводи» курсантов на деньги, на дополнительные занятия, думают они. Наверняка многие сталкивались с ситуацией, когда вы еще программу подготовки не завершили, а вас уже мягко подводят к мысли, что вы сами экзамен никогда не сдадите, но «я могу помочь…»

И, наконец, третья категория (их не так много, но они тоже встречаются) — откровенные садисты. У него у самого мозгов хватило только автошколу закончить, а тут приходит ученица с высшим, а то и с двумя высшими образованиями.

И вот он начинает самоутверждаться: «Ты курица, как ты институт вообще закончила? Как ты людьми руководишь?» и пр. А сам он не в состоянии ни внятно поставить задачу, ни пути ее решения показать. Люди вынуждены «делать» себе права, а потом, на свой страх и риск, обретать собственный опыт, зачастую очень кровавый.

Как, по вашему мнению, можно бороться с хамством на дорогах? — Можно и с этим бороться, но тех, кто уже за рулем, перестроить практически невозможно. Мы пытаемся воспитывать новое поколение водителей.

Безопасный водитель — это 10% знаний, 10% умения, все остальное — это отношение к тому, что делаешь. Водитель, садясь за руль, напрочь должен забыть, что ему кто–то что–то должен — должен пропустить, уступить, увидеть и т.д. Должен только сам водитель выехать и приехать живым, целым и невредимым.

Кор.Вы обучаете вождению детей от 12 лет. Объясните, зачем ребенку в 12 лет учиться водить автомобиль? Ведь эти навыки он пока не сможет реализовать на дорогах.

— Мы считаем, что чем раньше ребенок сел за руль, тем проще ему будет в дальнейшем. В этом возрасте они как раз находятся на пике восприимчивости. Ведь это не компьютерные игры, где у него есть 9 жизней и можно забавы ради разбить машину.

Кроме того, после получении прав в 18 лет этим детям на дороге не надо никому ничего доказывать. Зачастую молодые люди с незрелой психикой насмотрятся фильмов типа «Форсаж», «Таксист».

И вот уже мальчишка пытается на своем тонированном «ТАЗике» повторить то же самое, что выполняют каскадеры в фильме. Нашим детям в автошколу уже даже идти после таких курсов неловко, потому что зачастую они знают и умеют намного больше инструкторов. Чтобы не быть голословным, приведу пример.

На соревнования по автомногоборью мы привезли своих пятерых юниоров, младшей девочке было 13 лет, старшему мальчишке — 16. Помимо нас участвовали инструкторы автошкол, таксисты, то есть взрослые люди с опытом вождения.

Итог таков: Янина Бабаева (13 лет) среди своих показала самый скромный результат, но в то же время за ее спиной остались пять инструкторов автошкол, шесть таксистов и еще «конкретные пацаны», которые приехали на затонированных «рубероидом» машинах с огромными выхлопными трубами. Не потому, что соперники водят плохо — потому, что наши лучше.

Кор.Кто чаще всего приходит на курсы контраварийного вождения? Женщины, мужчины, молодые, водители со стажем?

— Подавляющее большинство наших курсантов — это молодые девушки, женщины, выпускницы автошкол, по разным причинам имеющие большой перерыв в вождении, побывавшие в ДТП, даже не по своей вине.

Почему нет парней молодых? Они и так «все знают, все умеют». К нам приходят также мужчины старше 30 лет, которые имеют стаж вождения 5–8 и более лет. Человек с опытом понимает, что есть еще чему учиться, над чем работать. Занимается много детей.

Кор.Какие проблемы хотят решить люди, которые приходят на курсы? Какие навыки ожидают получить?

— Человек, закончивший автошколу, отдает себе отчет, что ничего кроме площадки он пока не умеет. К тому же все автошколы привязаны к определенному маршруту, а шаг вправо, шаг влево — и человек теряется. С нашими курсантами мы отрабатываем три–пять, может, семь типовых маршрутов, которыми он будет наиболее часто пользоваться.

Весь маршрут записывается на видеорегистратор, с комментариями наших тренеров. И после того, как ученик просмотрит 15–30 раз эту запись, для него маршрут уже хорошо знаком. Есть и желающие обучиться уверенному скоростному вождению. Если говорить о динамичной езде, то в теории мы рассказываем, как ведет себя автомобиль на скорости, что влияет на его движение, чем отличается занос от сноса, как их предотвратить или поставить себе на пользу.

Как говорил герой фильма «17 мгновений весны»: «Самолюбие, оно как нижнее белье, его надо иметь, но показывать необязательно». То же самое и на дороге. Ну видите вы, что он лезет без поворотника, лучше уступите. Даже если вы будете правы в случае ДТП — сколько нервов, времени и денег в конечном счете вы потратите. И только потому, что «а с какой стати я должен его пропускать? Я ведь прав».

Кроме того, я очень не рекомендую вешать что–то на стекла. Если восклицательный знак по правилам нужен, то его надо повесить. А всякие туфельки и прочие значки не нужны. Нормальный человек ведет себя нормально по отношению ко всем, а для «конкретных пацанов» это просто как красная тряпка для быка. Единственное, что их сдерживает, — это неофициальный знак «Ребенок в машине».

Кор. — У вас есть курс по–настоящему экстремального вождения «Автородео». Чему там учат и пользуется ли это направление спросом?

— Это вождение для шоу, для трюков, вождение на двух колесах и пр. Но не всем это надо, и мы стараемся не давать этого оружия тому, кто психологически к этому не готов.

Мы предварительно проводим тесты, и если считаем, что человек не готов, мы не беремся за его обучение. Но я бы не сказал, что этот курс пользуется популярностью. Большинство тех, кто интересуется этой программой, спрашивают — а на ручнике парковаться научите, а полицейский разворот делать? Мы спрашиваем, а для чего вам это надо? «Ну, перед подругой порисоваться».

Но даже если у него это получается на автодроме, не факт, что получится в городе. Ну и в заключение хочется сказать — мы работаем так, чтобы после окончания обучения нам за вас было не страшно, а за себя не стыдно!

“Деловая газета. Юг” новости Краснодарского края

метки: частные уроки вождения, частный автоинструктор, авто инструктор краснодар

   


         Прочитать отзывы »         Фотоархив »